РАЗДЕЛ IV : Технологические задачи

1. Общие положения

1.1. Технологическая сфера развития информационного общества

1.1.1. Успехи в создании технической базы, освоении, использовании и развитии информационных технологий обеспечивают конструкционную основу построения информационного общества. Среди сформировавшихся в России предпосылок перехода к информационному обществу технико-технологические предпосылки (постоянно и стабильно растущий парк вычислительной техники, увеличение объемов продаж программного обеспечения, значительные темпы развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, быстрый рост числа пользователей Интернета, электронной почты, средств доступа к данным и т. д. — см. Раздел I: 2) являются особенно значимыми.

1.1.2. Цель настоящего раздела Программы — определение государственных приоритетов в области развития ИКТ, ориентированных на устойчивый, равномерный и эффективный переход России к информационному обществу, обеспечивающих общенациональные политические, экономические и общественные интересы.

1.1.3. Ведущую роль в процессе информатизации страны — создании технической базы и освоении, использовании и развитии информационных технологий — играют бизнес-структуры. Но их позитивная роль ограничивается естественной ориентацией в первую очередь на создание новых и расширение существующих рынков и, в конечном итоге, на получение дополнительной прибыли. Потому основным направлением государственной политикив производственно-технологической области является проведение ориентированных на обеспечение государственных и общественных интересов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также реализация пилотных проектов, не имеющих очевидных перспектив с точки зрения извлечения прибыли.

1.1.4. В качестве основной методической установки в Программе используется сочетание анализа и прогностики взаимозависимых процессов освоения, применения и развития ИКТ. Необходимо обеспечить должную степень системной увязки при определении подходов к решению долгосрочных задач развития ИКТ и отечественной индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, а также при определении подходов к решению краткосрочных и среднесрочных задач освоения и использования ИКТ для роста экономики и развития личности.

1.1.5. При рассмотрении технико-технологических аспектов построения информационного общества целесообразно разделить сферы информатизации следующим образом:

государственная сфера — к ней относятся все органы власти, а также организации, финансирование которых осуществляется из средств бюджетов всех уровней.

частный бизнес. Данная сфера в свою очередь разделяется на две:


крупный бизнес — компании, которые самостоятельно в состоянии решить все возникающие у них проблемы информатизации и влияние на которые со стороны государства может быть лишь косвенным;


средний и мелкий бизнес — компании, которым может потребоваться внешняя поддержка при решении проблем информатизации;

население — к этой сфере относится общество как совокупность всех граждан России.

1.2. Технологическая специализация России в глобальном информационном обществе

1.2.1. Важным аспектом технологического раздела Программы является выделение в качестве приоритетных тех областей развития информационного общества, в которых Россия имеет опережающий задел по сравнению с другими странами и в состоянии разработать и вывести на рынок конкурентоспособные решения. Такие области должны стать основой технологической специализации страны в будущем международном разделении труда.

Типичная картина современного международного разделения труда выглядит следующим образом: более богатая и развитая страна определяет решаемую задачу и собственными силами находит пути ее решения. После этого задача передается для программной и аппаратной реализации решения менее богатому партнеру, располагающему достаточно квалифицированными и при этом недорогими кадрами программистов и технологов.

1.2.2. Наиболее очевидным направлением выхода России на международные информационные рынки и включения в описанную схему является разработка системного и прикладного программного обеспечения.

В России представлены практически все основные направления разработки прикладных информационных систем. В настоящее время в стране действует более тысячи компаний, работающих в области информационных технологий. Превращение производства программного обеспечения в одно из приоритетных направлений экономической и инвестиционной политики требует относительно небольших капиталовложений и представляется рациональной стратегией, обещающей быструю отдачу. Неотложными мерами, способствующими повышению конкурентоспособности российских компаний, работающих в области информационных технологий, являются содействие созданию компаний для поиска и размещения заказов зарубежных фирм на разработку программного обеспечения и создание системы информационной и юридической поддержи малых предприятий в сфере прикладных информационных систем.

Такой путь опробован некоторыми странами и вполне оправдан в краткосрочной перспективе, однако ориентация исключительно на него фактически ставит Россию в положение бедного партнера и уже поэтому не может быть стратегическим путем выхода на международные рынки.

1.2.3. В долгосрочной перспективе у России имеются альтернативные возможности, основанные на использовании высокого интеллектуального и образовательного уровня общества и сулящие значительно большие выгоды как с экономической точки зрения, так и в плане ускорения научно-технического прогресса страны. Одной из сфер деятельности, в которой Россия занимает передовые позиции, является сфера фундаментальных исследований в области теоретической информатики. Необходимо создание механизмов использования опережающих отечественных информационных технологий в интересах информатизации страны.

В стране имеется ряд крупнейших научных школ, коллективы которых получили крайне важные результаты в различных областях информатики (получив значительный опыт совместных работ с зарубежными партнерами) — в интеллектуальной обработке данных, математическом моделировании, вычислительной математике. Во многих областях работы отечественных ученых превосходят мировой уровень. Эти исследования могут служить базой для определения места России в международном разделении труда при переходе к информационному обществу.

В рамках описанной выше схемы международного сотрудничества российские ученые могут брать задачу на начальной стадии ее исследования и находить принципиальные пути ее решения. После этого программная реализация осуществляется либо силами собственных программистов и технологов, либо силами программистов и технологов из менее развитых стран, традиционно занятых такой деятельностью. Первый путь вполне пригоден и для экономически выгодного решения собственных научно-технических проблем. Второй путь может оказаться более предпочтительным в тех случаях, когда можно найти экономически выгодного партнера для исполнения менее квалифицированной работы.

Используя описанную выше стратегию, Россия не просто органично войдет в круг развитых информационных держав, но и займет в нем одно из ведущих мест — место производителя интеллектуального обеспечения.

1.2.4. Традиционно под сферой информатизации понимают создание аппаратного обеспечения (hardware) и программного обеспечения (software). Относительно новым является понимание того факта, что для эффективной информатизации требуется разработка интеллектуального обеспечения (brainware).

Под аппаратным обеспечением в широком смысле понимается весь парк технических средств, необходимых для реализации информационных технологий. Сюда входят ЭВМ, линии связи, системы спутниковой связи и т.п.

Программное обеспечение делится на две относительно самостоятельные части: системное программное обеспечение и прикладное программное обеспечение. К области системного программного обеспечения относятся средства обеспечения функционирования аппаратного обеспечения — операционные системы, драйверы, маршрутизаторы, системы управления базами данных и т. д. К области прикладного программного обеспечения относятся программы, предназначенные для решения задач пользователя. Системное программное обеспечение служит для реализации прикладного программного обеспечения. В свою очередь, прикладное программное обеспечение позволяет использовать системное в решении конкретных задач.

1.2.5. Еще несколько лет назад основное внимание уделялось разработке аппаратного обеспечения, стоимость которого составляла основную долю в бюджетах проектов новых систем. В настоящее время эта доля существенно снизилась. По мере появления средств аппаратного обеспечения, обладающего техническими характеристиками, вполне достаточными для современных потребностей, и насыщения рынка этими средствами было осознано, что без соответствующего уровня развития программного обеспечения новая аппаратура остается практически бесполезной, и акцент сместился на разработку программного обеспечения, реализуемого на готовом аппаратном обеспечении. Начался второй этап развития информационного общества. Затраты на разработку программного обеспечения стали составлять большую часть расходов на новые проекты. Ведущее место заняли крупные фирмы, занятые разработкой нового программного обеспечения. Разработка аппаратного обеспечения переместилась из высокоразвитых стран в менее развитые.

1.2.6. На первой стадии этого этапа основное внимание разработчиков было сосредоточено на создании системного программного обеспечения. Именно тогда были созданы основные операционные системы, СУБД и т. п., используемые в настоящее время. После того, как был достигнут уровень развития системного программного обеспечения, соответствующий имеющимся техническим средствам, стало ясно, что созданные программно-аппаратные комплексы способны решать значительно более широкий класс задач, чем автоматизация простых рутинных операций, для которой они разрабатывались. Узким местом стала адаптация систем к конкретным приложениям.

1.2.7. В настоящее время происходит переход ко второй стадии, которая характеризуется переносом основного внимания на разработку прикладного программного обеспечения, направленного именно на решение конкретных прикладных задач. Вторая стадия этапа характеризуется более пристальным интересом разработчиков к анализу задач пользователя и алгоритмов их решения; на основании результатов этого анализа определяются требования к используемому программному обеспечению.

Именно эта область наиболее активно развивается в настоящее время. Доля стоимости разработки системного программного обеспечения в проектах снижается, а доля стоимости разработки прикладного программного обеспечения растет. Аналогично тому, как это имело место при переходе от первого этапа ко второму, одновременно со снижением стоимости происходит перемещение основных центров разработки системного программного обеспечения из передовых стран в менее развитые («оффшорное программирование»).

В настоящее время международный рынок насыщен масштабными программными системами, и очень часто заказчик может выбрать готовую систему для решения своих задач. В этих условиях обнаружилось, что для повышения эффективности информатизации необходимо адаптировать приобретаемую систему к характеру решаемых задач, поскольку большие универсальные программные системы обладают массой возможностей, не нужных каждому индивидуальному заказчику. Из-за этого не только возрастает цена систем, но и осложняется их эксплуатация.

В последние годы, однако, стало заметно, что большая часть разрабатываемого прикладного программного обеспечения тоже не до конца использует возможности современных информационных технологий. Принципиальные возможности систем аппаратного и программного обеспечения существенно выше, чем нужно для типичных современных прикладных программ. Как правило, задачи современных прикладных программ малоинтеллектуальны и обеспечивают автоматизацию более или менее рутинных операций. С практической точки зрения, они просто сокращают время решения задач, которые в принципе можно решить и без них.

1.2.8. Разработка аппаратного обеспечения и системного программного обеспечения к настоящему времени превратилась в сферу массового промышленного производства, эффективность которого определяется в первую очередь организацией работ. В значительной степени то же самое относится и к разработке прикладного программного обеспечения. Выход России на передовые позиции на международном рынке в этих областях представляется малореальным, поскольку Россия традиционно преуспевала не в массовом производстве высококачественных, но стандартных продуктов, а в создании уникальных передовых продуктов.

Третий этап развития информационного общества характеризуется повышенным вниманием к разработке интеллектуальных прикладных программ, предназначенных для решения задач, которые в принципе не могут быть решены без современной вычислительной техники, так как связаны с анализом огромных объемов информации и использованием достаточно изощренных алгоритмов.

Разработка интеллектуального обеспечения становится объектом реальных крупных инвестиций. Этот процесс особенно ускорился после недавнего кризиса высоких технологий в их традиционном понимании. Складывается новое понимание области высоких технологий; центральное место занимает именно создание интеллектуальных методов. В настоящее время этот процесс находится на начальной стадии, поэтому быстрое включение России в активную разработку интеллектуальных технологий и занятие места ведущего производителя на мировом рынке позволит эффективно использовать накопленный научный потенциал в интересах развития страны.

1.2.9. Программа определяет приоритетные области развития информационного общества, где Россия имеет опережающий по сравнению с другими странами задел и где она в состоянии разрабатывать и выводить на рынок конкурентоспособные решения. Такие области рассматриваются как основа технологической специализации России в будущем международном разделении труда. Прикладные исследования в области ИКТ целесообразно ориентировать на решение насущных задач информатизации, на превентивное научно-технологическое обеспечение процесса закрепления России в качестве ведущего производителя перспективных информационных технологий.

Выделяются следующие блоки технико-технологических задач в области развития информационного общества:

• задачи в области освоения информационных технологий;

• задачи в области использования информационных технологий;

• задачи в области развития информационных технологий.

1.2.10. Реализация Программы должна обеспечить необходимый и достаточный уровень технической самостоятельности России в разработке базовых информационных технологий и производстве микроэлектроники.

Возможность достижения этой цели определена высоким интеллектуальным уровнем российского общества, наличием большого числа высококлассных специалистов, высоким качеством образования и благоприятной инвестиционной обстановкой. Россия располагает существенным научным заделом для разработки передовых информационных технологий, в том числе и опережающих мировой уровень.

1.2.11. Стратегическая цель Программысохранение лидирующего положения России в этих областях и интенсивное развитие передовых разработок. Достижение этой цели требует сохранения научно-технического потенциала и обеспечение притока молодых кадров в перспективные области исследований и разработок.

2. Мониторинг развития информационного общества

2.1. Задачи и направления мониторинга

2.1.1. В условиях новой экономики значительно изменилась роль государства в модернизации общества. Государство не может руководить действиями всех непосредственных исполнителей; оно может лишь создавать благоприятную обстановку для тех мероприятий, которые представляются уместными. Для того чтобы действия, способствующие реализации Программы, были разумными и своевременными, необходимо наличие полной оперативной информации о ходе ее выполнения и последствиях информатизации. В связи с этим особое значение приобретает проблема мониторинга развития информационного общества.

2.1.2. Задачей мониторинга является объективная, очищенная от эмоций оценка сложившейся ситуации в каждой сфере информатизации на каждом ее этапе. Формирование системы мониторинга развития информационного общества предполагает создание:

средств сбора, транспортировки и хранения данных;

средств верификации, выявления закономерностей и прогнозирования;

средств структуризации и анализа данных.

2.1.3. Любая система мониторинга включает две основные подсистемы:

сбора, транспортировки и хранения первичных данных;

обработки данных, обеспечивающую решение задач верификации данных, анализа и прогнозирования.

Подсистемы первого вида являются более или менее стандартными и широко используются в различных областях. Пользователи таких подсистем собирают огромные объемы информации, как правило, плохо используемой ввиду невозможности их анализа за приемлемое время без использования средств автоматизации. Собираемая информация может быть противоречивой и неполной, кроме того, она достаточно быстро устаревает. Подсистемы второго вида предназначены для определения пропусков и противоречий, а по возможности, — их устранения за счет анализа контекста. Еще одной задачей, решаемой системами интеллектуального анализа данных, является выделение из этой информации простых и ясных правил, обрисовывающих сложившуюся ситуацию и дающих обоснованные рекомендации по исправлению и восполнению информации.

2.1.4. Развитие систем обработки и интеллектуального анализа информации является тем направлением, в котором у России есть все возможности занять лидирующее положение в мире. Разработанные российскими учеными методы анализа информации, распознавания образов и прогнозирования позволяют выделять в реальном режиме времени наиболее важные особенности сложившейся ситуации, определять узкие места и вырабатывать оптимальную стратегию развития.

2.1.5. Основными источниками данных для системы мониторинга развития информационного общества могут быть данные статистических исследований и результаты специальных социологических опросов. При этом создание средств импорта статистических данных из разнородных источников и результатов социологических опросов потребует проведения комплекса целенаправленных междисциплинарных работ. Транспортировка и хранение данных будут реализованы с помощью стандартных средств.

2.1.6. Развитие информационного общества представляет собой совокупность большого числа взаимосвязанных процессов. Данные о развитии информационного общества неизбежно будут разнородными, часто неполными или недостоверными, внутренне противоречивыми. Для полноценной обработки данных такого рода необходимо применение специально разработанных средств верификации, позволяющих как выявлять ошибки, неточности и противоречия, так и осуществлять их коррекцию. Для получения адекватной картины заведомо недостаточно использования только статистических характеристик. Большую ценность представляет информация о наличии и виде скрытых закономерностей и взаимосвязей в данных. Эта же информация необходима и для высококачественного решения задач прогнозирования и других задач интеллектуального анализа данных.

Темпы развития средств интеллектуального анализа данных в настоящее время существенно выше, чем средств вычислительной техники, телекоммуникаций, системного программного обеспечения. Поэтому использование представленных на рынке решений в данной области в самом ближайшем будущем неизбежно приведет к необходимости их замены. Выходом является ориентация на уникальные отечественные разработки, существенно опережающие в данной области зарубежные аналоги.

Здесь следует выделить подход, основанный на анализе прецедентов и применении алгоритмов распознавания образов. Он хорошо зарекомендовал себя в ситуациях, где построение физических моделей не дает удовлетворительных результатов, но в то же время анализируемая система является структурно стабильной, то есть общие закономерности ее функционирования со временем изменяются не слишком резко.

2.2. Методологические основы построения модели информационного общества

2.2.1. В качестве совокупности объективных и характерных критериев вступления в информационное общество рассматриваются:

демассификация и разукрупнение производства;

утверждение разнообразия в типах техники, товарном ассортименте и видах услуг;

отход от централизованных и директивных методов управления;

отказ от глобальных проектов, интегрирующих огромные массы людей и подчиняющих их универсальным идеям;

дефрагментация социальной структуры общества, проявляющаяся в стирании ярко выраженных граней между классами, расами и национальностями;

вхождение «культурного измерения» в производственно-экономическую сферу, выражающееся в приоритете эстетических, символических и психологических составляющих товара и др.;

экспоненциальный рост объема информационных потоков, быстрое сокращение времени удвоения объема знаний (если с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, то второе удвоение произошло уже в 1900 году, а третье — к 1950-му. Сегодня объем информации удваивается уже ежегодно, что определяется как «информационный взрыв»);

превращение информации в одну из главных социальных ценностей, объединяющих общество, в главный продукт производства и основной товар;

реконструкция содержания информационных потоков;

глобализация мирового рынка информационных услуг и технологий бизнеса;

ориентация на человеческие ресурсы, штатный персонал (в противоположность ситуации в индустриальном обществе, характеризующемся, в первую очередь, повышением эффективности производства за счет эксплуатации техники для механизации рабочих процессов);

формирование единого информационно-коммуникативного пространства как части мирового информационного пространства;

создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;

возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства, становление и доминирование в экономике новых ИКТ, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;

смена приоритетов от непосредственного материального производства в пользу деятельности, связанной с производством, потреблением, трансляцией и хранением информации (затраты на хранение, передачу и переработку информации превышают аналогичные расходы, например, в области энергетики и других ранее доминировавших отраслях);

опережающий рост отраслей, связанных с производством информации, знаний, информационных услуг (телекоммуникационной, компьютерной, телевизионной). Они становятся главным источником новых рабочих мест, доминируют в экономическом развитии;

занятость более половины работоспособного населения в информационном секторе экономики;

повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях;

создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.

2.2.2. Технические и технологические факторы оказывают существенное влияние на социальные, культурные, политические явления на всех уровнях общества (иногда даже «техносфера» и «инфосфера» рассматриваются как синонимы).

На сегодняшний день технологическая составляющая общественного развития является едва ли не самой существенной, а обновление технологий и изменения, происходящие под ее влиянием, проходят на глазах одного поколения несколько циклов. Ядром современного технологического уклада являются микроэлектроника, компьютерная техника и телекоммуникации. Технические проблемы — это, прежде всего, проблемы коммуникации, так как техника выступает как необходимое условие, средство и результат взаимодействия человека с человеком, как средство общения, включающее в себя все артефакты культуры. Техника — это объективированные средства коммуникации. Наиболее наглядно это проявилось в эпоху информационных технологий, основная функция которых состоит в удовлетворении коммуникационных потребностей и создании новых коммуникационных возможностей. «Цифровизация» дала информационному потоку возможность циркулировать по всем коммуникационным средствам (компьютерным, телекоммуникационным, средствам вещания). Происходит размывание технологических различий и, следовательно, нормативов регулирования различных секторов информационной индустрии.

2.2.3. Своим определяющим свойством — коммуникативностью — информационная сфера противостоит другим (производственной, экономической, политической, военной и т. д.). Главное назначение человеческой деятельности в этой сфере — осуществление или недопущение передачи информации в пространстве, во времени (хранение), по кругу лиц (распространение), а также обработка информации для повышения эффективности указанных действий. Коммуникативной можно назвать только ту информацию, которая подвергается передаче, хранению и обработке. Таким образом, возникают необходимые критерии — показатели степени эффективности данного процесса существования информации (наличие отправителя, получателя, канала связи и общепринятого языка) и его соответствия требованиям информационного общества:

надежность и быстродействие передающих устройств, каналов связи;

длительность и надежность хранения информации;

потребность в получении информации, то есть наличие отправителя и получателя, на количество которых влияют степень свободы доступа информации, материальная доступность технических средств и возможность опознавания получателем воспринятых знаков (что определяется русификацией интернет-технологий, образовательным уровнем получателя и т. д.).

2.2.4. Информатизация общества обусловливается прежде всего развитием программно-технических средств. Решение коммуникационных проблем требует соответствующего логического аппарата и увеличения технической оснащенности. Современная техника, и, прежде всего, техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки и образования, иначе высококачественные информационные технологии оказываются доступны только очень небольшому количеству людей и обрабатывают некачественную, неадекватную социальным процессам информацию. Поэтому серьезное внимание должно уделяться различным социальным средствам, методам и структурам, способствующим воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры и информационной гигиены (правил безопасного потребления информации) общества, его интеллектуального потенциала.

2.2.5. Сложность объекта предполагает несколько основных подходов к его анализу и несколько методологических принципов, которые необходимо заложить в основу модели информационного общества для адекватности ее характеристик действительному состоянию социальной системы:

дискриптивно-нормативный подход, выявляющий объективные свойства системы, имеющие нормативный характер;

системный подход, предполагающий четкое определение зависимости основных социальных подсистем от информационных технологий: изменения, происходящие в основных структурных элементах общества должны быть проанализированы в отдельности и в совокупности, чтобы представить контуры и масштаб перехода к новому состоянию социальной системы. Главная задача в параметризации основных элементов, таким образом, заключается в том, чтобы сохранить обозримость перемен в целом (то есть в минимализации индикаторов);

кибернетический подход, с рассмотрением прямых и обратных связей между структурными элементами;

использование качественных методов анализа наряду с количественными ввиду недостаточности эмпирических знаний, путем реализации различных познавательных стратегий: использования дедуктивной и индуктивной логики (последовательные децентрации, анализ через синтез), подтверждения сконструированных абстракций и восхождения от конкретных фактов к теоретическим построениям, выявления общих тенденций и анализа индивидуальных вариаций. (Чем сложнее изучаемый объект, тем настоятельнее потребность в совмещении обеих стратегий для логической полноты цикла исследования);

использование концептуальных методов проектирования системы в условиях отсутствия способов прямого регулирования рассматриваемых процессов.

2.2.6. Для того чтобы выявить основные закономерности и принципы формирования системы информациив современных российских условиях в основу анализа необходимо положить комплексное представление всех важнейших элементов социально-экономической системы постиндустриального типа, исследуемых в динамическом взаимодействии. Принципиально важными уровнями и объектами взаимодействия такой системы являются:

инвариантные сферы деятельности человека (сферы материального и духовного производства, обслуживания, управления, бытовая);

социальные подсистемы (экономическая, политико-правовая, технологическая, социальная, духовная);

отдельные структурные элементы, являющиеся социообразующими признаками информационного общества:


информационные технологии (базы и банки данных, электронные коммуникации, электронные операции);


информационные ресурсы общества (деловая информация, информация для специалистов, массовая информация).

Декомпозиция проблемы позволит обоснованно выделить в каждом структурообразующем слое информационного пространства доминирующие элементы и синтезировать их в динамическую систему, адекватную конкретному этапу развития информационного общества. Это позволит выявить приоритетные направления, что обеспечит сбалансированность инвестиций и максимальное использование уже существующих информационных ресурсов.

2.2.7. Вырабатывая критерии оценки информатизации общества необходимо иметь в виду его системность и структурность. При этом необходимо учитывать, что:

во-первых, все разнообразие явлений общественной жизни сводится к какой-либо разновидности совместной деятельности людей в материальной, духовной, регулятивной сферах или сфере услуг;

во-вторых, каждой сфере соответствует множество факторов — подсистем, из которых можно выделить экономическую, политическую, правовую, духовную, социальную, технологическую как играющие решающую роль в становлении информационного общества;

в-третьих, состояние социальных учреждений, институтов, входящих в выделенные для анализа подсистемы являются необходимыми характеристиками уровня информатизации (государственная программа информатизации, правовая база, информатизация экономики, степень развития научно-технологической базы, уровень образования, здравоохранения и т. д.).

2.2.8. На основе выше перечисленных элементов формируются группы факторов для анализа различных аспектов внешней и внутренней среды явления, характеристики внешнего и внутреннего состояния общества, определения его положения в координатах новой информационной ступени развития (например, факторы, характеризующие степень информатизации экономики, финансирование развития ИКТ, степень распространения ИКТ в обществе, состояние и качество образования, степень оснащенности ИКТ образовательных учреждений, законодательную базу и т. п.). Далее необходимо установить и обосновать взаимодействие между группами, так как анализ каждой из них должен проводиться с учетом их взаимной детерминации.

2.2.9. объективным показателем перехода общества в новую стадию своего развития являются изменения:

социального пространственно-временного континуума;

демографической ситуации;

технологий производства;

социально-экономических отношений;

стратификации общества;

государственной системы.

2.2.10. Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые обусловливают экономический рост, являются условием существования свободного демократического государства, определяют уровень НТП, преобразуют социокультурную ситуацию и порождают, в конечном счете, сущностную трансформацию общества в целом.

Целый ряд признаков свидетельствует об изменениях в сторону информатизации общества и вступления его на постиндустриальную (информационную) ступень. Основную роль здесь играет степень развития, распространения, качества, доступности информационно-коммуникационных технологий. Поэтому программа, направленная на разрешение технико-технологических проблем является наиважнейшей, так как все критерии соответствия уровня информации требованиям информационного общества связаны со степенью совершенства ИКТ.

2.2.11. В свою очередь, ИКТ должны отвечать следующим условиям:

функциональная полнота информационно-технологической среды;

соответствие информационно-технологической среды целям и задачам информатизации данного процесса, производства;

управляемость и координируемость процессов информатизации;

стандартизация элементов ИКТ и унификация проектных решений по созданию компонентов инфраструктуры информации;

интеграция информационных ресурсов;

сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования, коммерческих инвестиций в мероприятия по созданию информационных секторов экономического роста;

иерархия структуры;

сочетание централизованной и децентрализованной составляющих на каждом уровне структуры;

возможность доступа к информационным ресурсам зарубежных клиентов и взаимодействия с ними.

2. Освоение информационных технологий

2.1. Основные направления освоения информационных технологий

2.1.1. Программой предусматривается реализация комплекса мер, направленных на созданиетехнико-технологической основы ИО, в том числе:

поддержка формирования и развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей процессы создания, хранения, распространения и использования информации и широкий доступ к ней (национальных и корпоративных информационных и телекоммуникационных сетей и систем, российских звеньев мировых открытых сетей, сетей связи, центров обработки информации различного назначения и т. д.);

создание средств деперсонификации для защиты граждан, государства и бизнеса от злоупотреблений, связанных с анализом их действий в информационных системах (см. );

создание средств индивидуализации общения пользователей с информационными системами, позволяющих настраиваться на информационные потребности и возможности конкретных пользователей и способствующих активному втягиванию населения в информационное общество;

совершенствование и развитие телекоммуникационных ресурсов (линии и каналы связи всех видов, коммутационная техника, комплексы приемо-передающих систем и устройств, компьютерная телефония и т. п.);

совершенствование и развитие вычислительных ресурсов (модернизация парка СВТ в целом и по типам ЭВМ, ПК, системное и прикладное программное обеспечение, система сервисного обслуживания и т. п.).

2.1.2. К области освоения информационных технологий относится весь спектр предлагаемых в России услуг в области образования и приобретения навыков, начиная от детских садов и начальных школ и заканчивая высшими и специальными учебными заведениями, послевузовским образованием, курсами повышения квалификации и мероприятиями по привлечению отдельных социальных групп к использованию информационных благ. Очевидным технико-технологическим направлением информатизации в данной области является обеспечение информационно-коммуникационной поддержки процесса приобретения знаний и получения навыков.

2.1.3. В дополнение к обозначенным в Окинавской Хартии проблемам электронно-цифрового разрыва, связанным с неравенством доступа в глобальное информационное пространство, необходимо решить проблему разработки методов и средств для преодоления неравенства между людьми в навыках пользования благами информационного общества. Это потребует:

обеспечения всех учебных заведений парком вычислительной техники и коммуникационной инфраструктурой;

разработки учебных программ, методик и специализированных приложений для эффективного приобретения обучающимися практических навыков жизни в информационном обществе;

• выработки мер по контролю и лицензированию учебных заведений с учетом «информационной составляющей»;

• разработки и внедрения эффективных программ дистанционного обучения, ориентированных на различные слои и группы населения;

• создания информационных технологий, облегчающих адаптацию различных групп населения и отдельных людей к жизни в условиях информационного общества.

Необходимость разработки учебных программ, методик и специализированных приложений обусловлена тем, что подавляющее большинство существующих средств обеспечения учебного процесса в информационной области либо устарели, либо являются узкоспециализированными и предназначены для специалистов.

2.1.4. В области развития технологий дистанционного обучения особой поддержки заслуживают проекты, направленные на создание автоматических средств индивидуализации процесса обучения. Это необходимо для обеспечения возможности обучения широких слоев населения на основе опыта лучших преподавателей. Важность этой задачи существенно возрастает в информационном обществе, в котором каждый его член должен постоянно обучаться на протяжении всей трудовой деятельности.

Дистанционное обучение предоставляет возможность обучаться у лучших преподавателей всем жителям, независимо от их места жительства, социального положения, уровня доходов и т. д. При этом, однако, в его традиционной форме либо утрачивается обратная связь учителя с учеником и дистанционное обучение превращается в электронный учебник, либо значительно сокращается число обучаемых и сеанс обучения превращается в своеобразную телеконференцию. В обоих случаях дистанционное обучение утрачивает главное преимущество обучения в классах — возможность живого общения учителя и ученика. Происходит это из-за того, что фактически в электронной форме реализуются традиционные формы обучения.

Для того чтобы более полно использовать преимущества современных информационных технологий, необходимо отойти от старых форм. Для этого следует использовать технологию построения индивидуальных информационных профилей учащихся. Общая схема такого подхода выглядит следующим образом:

Высококлассный преподаватель проводит занятия (обычные или дистанционные с обратной связью) с относительно небольшой группой учеников. Проводится анализ типичных узких мест в восприятии учебного материала и распространенных вопросов к учителю. На основании результатов этого анализа производится кластеризация учеников и строятся информационные профили типичных групп учеников. Для каждого класса создаются образцы учебных занятий, действий учителя в случае непонимания материала учениками, ответов на вопросы, контроля полученных знаний и т. п. Эти образцы используются для построения виртуального учителя, то есть тиражирования опыта лучших учителей. В ходе сеансов обучения ученик имеет возможность задавать вопросы виртуальному учителю.

Для построения курсов обучения на основе опыта небольших групп учеников можно использовать программы автоматизированного обучения, позволяющие обобщать этот опыт. В этой области у российских ученых есть существенные наработки, опережающие зарубежный уровень.

2.1.5. Основой решения проблемы облегчения адаптация отдельных людей к жизни в условиях информационного общества должно стать использование опыта приобретения навыков, накопленного в ходе такой адаптации другими людьми.

В информационном обществе сохраняется вся информация о действиях его членов, а каждый член информационного общества порождает знания, соответствующие принимаемым им решениям, полезные для совершенствования этого общества. Анализ такой информации позволяет создать информационный профиль пользователя, содержащий сведения о характере информационных потребностей пользователя, его готовности к работе со средствами информатизации и т. д. После соответствующей обработки информация о действиях отдельных членов общества может быть использована для создания типичных информационных профилей пользователей. Типичные информационные профили, в свою очередь, могут использоваться в качестве прецедентов для настройки систем на новых пользователей.

2.1.6. В связи с этим возникают как технологические, так и юридические и организационные проблемы. Поскольку информационный профиль пользователя является частной информацией, его анализ связан с возможностью злоупотреблений. Чтобы их избежать, необходима реализация средств деперсонификации, обеспечивающих хранение информационных профилей в обезличенной форме.

Аналогичная ситуация — в медицине, где никакой прогресс был бы невозможен без анализа конкретных пациентов, но при этом информация о состоянии здоровья пациента является закрытой от посторонних. В ходе работы каждый врач накапливает информацию о заболеваниях конкретных пациентов, использованных методах лечения и полученных результатах. Эту информацию врач использует не только для построения собственных знаний, но и для обучения своих коллег. При этом описания прецедентов приводится без указания пациента.

Средства деперсонификации выполняют в системах сбора знаний ту же самую функцию: защиту от вторжения в частную жизнь. Они должны быть построены таким образом, чтобы абсолютно исключить возможность злоупотреблений со стороны администрации автоматизированных систем.

Аналогия с медициной может оказаться очень полезной, поскольку позволяет руководствоваться опытом, накопленным в медицине, при разработке юридических и организационных мер, регулирующих анализ сбора данных и построения знаний об информационных потребностях общества.

2.1.7. Для использования базы информационных профилей должны быть разработаны методы интеллектуального анализа данных, позволяющие выделять признаки, характеризующие информационный профиль и строить правила для определения информационного профиля нового пользователя. Реализация программы индивидуализации пользовательских систем будет опираться на опережающие отечественные информационные технологии в области интеллектуального анализа данных.

2.1.8. Программой предусматривается решение задачи накопления и деперсонификации данных о действиях участников ИО (в перспективе — всех граждан и юридических лиц). Это облегчит адаптацию граждан к жизни в ИО и заложит основу для создания индивидуальных средств навигации и активного консалтинга в глобальном информационном пространстве. Одновременно предусматривается создание правовых норм, гарантирующих защиту личности от незаконных информационных вторжений в частную жизнь.

2.1.9. Решение проблемы информационного неравенства требует согласованных действий государства, бизнеса и общественных организаций. Система необходимых мер по преодолению информационного неравенства должна включать:

• проведение исследований готовности жителей к жизни и работе в информационном обществе,

• постоянное исследование общественного мнения и потребности граждан в информационных услугах;

• развитие деперсонифицированных средств анализа информационных потребностей граждан для построения типичных информационных профилей пользователей;

• развитие информационных систем и служб, обеспечивающих жителей информацией, необходимой для повседневной жизни;

• разработку интеллектуальных интерфейсов, рассчитанных на пользователей с определенным информационным профилем;

• разработку средств индивидуализации общения пользователей с информационными системами, основанных на анализе информационного профиля пользователя, определении его информационных потребностей и уровня подготовки;

• создание условий для активного приобщения социально незащищенных групп населения к условиям жизни в информационном обществе;

• создание системы подготовки кадров, обеспечивающей возможность повышения готовности населения к жизни в информационном обществе.

В организации требуемых мер крайне полезными окажутся пилотные зоны потребления информационных услуг.

2.2. Пилотные зоны потребления информационных услуг

2.2.1. Становление и развитие информационного общества как в России, так и во всем мире происходит крайне неравномерно. Это объективный процесс, обусловленный, в первую очередь, ограниченностью ресурсов. Неизбежно будут существовать регионы, слои общества, отрасли хозяйства, опережающие других по уровню развития и освоения информационных технологий. В то же время, в общественных интересах обеспечение повсеместного и равномерного развития информационно-коммуникационных технологий, расширения рынка информационных услуг, формирования платежеспособного спроса на данные услуги.

Отдельным государственным структурам, общественным институтам, малому и среднему бизнесу, малообеспеченным слоям населения, всем тем, кто не может самостоятельно использовать информационные технологии, требуется поддержка государства и крупного бизнеса. При этом многие меры, которые принципиально может предпринимать государство для такой поддержки, носят рисковый характер. Заранее нельзя определить, какие из этих мер окажутся приемлемыми, какие нет; какие информационные технологии можно быстро и эффективно внедрить, какие нельзя; какими информационными услугами будут пользоваться широко, а какие будут востребованы лишь узкими категориями лиц. Риск того, что определенное решение окажется непригодным, слишком велик, чтобы пытаться внедрить это решение в масштабах страны или даже целого субъекта федерации. Тем не менее, существует возможность испытать одно или несколько таких рисковых решений в рамках достаточно небольшого территориального образования.

2.2.2. Эффективным инструментом освоения населением и бизнесом возможностей информационных технологий является создание пилотных зон потребления информационных услуг. Пилотная зона — это выделенный по территориальному признаку полигон для тестового внедрения новых информационных технологий, услуг, решений. Пилотная зона не должна быть слишком большой. Оптимальное количество населения в пилотной зоне — 10—20 тысяч человек, максимальное — 50 тысяч.

Возможность и целесообразность создания пилотных зон в России основываются на том, что в Российской Федерации существуют регионы с практически любым уровнем освоения информационных технологий — от Москвы и Санкт-Петербурга, где реализуются высокие мировые стандарты, до практически нулевого — вдали от областных центров.

2.2.3. Главной целью программы создания и развития пилотных зон потребления информационных услуг должен стать поиск тиражируемых социально значимых информационно-телекоммуникационных решений. Целью создания конкретной пилотной зоны может быть отработка всех или некоторых аспектов освоения новых информационных технологий населением и бизнес-средой. Возникновение пилотных зон должно происходить по инициативе государственных и общественных институтов, по возможности поддержанной частным бизнесом, сторонними инвесторами. Безусловно, необходима государственная поддержка существования пилотных зон на начальном этапе, когда число и платежеспособность участников недостаточны для покрытия издержек разработки и эксплуатации достаточно дорогих современных информационных технологий. Пилотные зоны должны поддерживаться государством до выхода на самоокупаемость, после чего накопленный опыт в виде отлаженных технологий и решений подлежит тиражированию и свободному распространению.

2.2.4. Создание пилотных зон должно обеспечить решение следующих задач:

• освоение навыков жизни в информационном обществе широкими слоями населения и бизнес-среды;

• отладка и адаптация к конкретным условиям новых информационных технологий;

• естественный отбор информационных технологий, пригодных для дальнейшего продвижения;

• разработка технологий внедрения информационных технологий;

• популяризация внедряемых и существующих информационных технологий.

2.2.5. В итоге создания и развития каждой пилотной зоны должны быть получены две группы результатов:

во-первых, локальные результаты — то, что приобретает сама пилотная зона:


сложившаяся культура использования населением и бизнес-средой информационных технологий, социальная вовлеченность населения в современные информационные технологии;


развитый рынок потребления информационных услуг;


комплекс внедренных в пилотной зоне информационных технологий;


пакет информационно-технологических проектов, выведенных на самоокупаемость.

во-вторых, результаты, полезные для общества в целом:


методология освоения населением и бизнес-сообществом информационных технологий;


технологии внедрения информационных технологий;


пакет адаптированных к типичным условиям пилотных зон и готовых к внедрению в других регионах, так называемых, коробочных информационных технологий;


бизнес-планы вывода информационных технологий на самоокупаемость.

2.2.6. Программа создания пилотных зон включает следующие четыре этапа:

на первом этапе осуществляется формирование представительной выборки территориальных образований (районов, небольших городов, микрорайонов крупных городов и мегаполисов) для создания пилотных зон. Для выбора, на основании предварительных исследований территориальных образований Российской Федерации, последние классифицируются, выделяются типичные районы. Основным критерием выбора места создания пилотной зоны является именно типичность района, что даст возможность впоследствии широко тиражировать весь опыт, накопленный при создании каждой конкретной пилотной зоны. Кроме того, при выборе региона для создания пилотной зоны учитываются следующие параметры:


размер региона (площадь, количество жителей);


уровень освоения жителями региона информационных технологий;


уровень развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;


образовательная структура населения региона;


макроэкономические показатели региона;


местные особенности региона (национальные и социальные факторы);

• на втором этапе определяются направления информационного развития для каждой пилотной зоны — с учетом специфики каждой конкретной зоны, ее отличий от других зон;

третьим этапом является постановка конкретных задач создания и развития каждой пилотной зоны. Формулируется полный перечень задач по внедрению информационных технологий в соответствии с выбранными на втором этапе направлениями информационного развития. Кроме того, определяется уровень развития пилотной зоны, при достижении которого государство выходит из участия в развитии пилотной зоны и передает накопленный опыт в частные руки;

• по перечню задач на четвертом этапе определяется необходимый уровень государственной поддержки пилотной зоны. Также проводится анализ возможного участия крупного бизнеса и общественных организаций.

2.3. Информатизация малого и среднего бизнеса

2.3.1. Программа предусматривает поддержку реализуемых государственными структурами и бизнес-сообществом проектов, направленных на информатизацию малого и среднего бизнеса.

Информатизация малого и среднего бизнеса жизненно необходима для удовлетворения потребностей российского общества и обеспечения конкурентоспособности производимых продуктов. При этом проблемы эффективного использования преимуществ информатизации, которые крупный бизнес способен решить самостоятельно, для малого и среднего бизнеса в большинстве случаев оказываются неразрешимыми. Стоимость многих современных систем — на уровне миллиона долларов, что, как правило, не по силам среднему бизнесу.

2.3.2. В условиях, когда уровень информатизации в стране недостаточно высок, а сам бизнес не имеет навыков использования средств информатизации в своей каждодневной деятельности, требуются значительные усилия государства по втягиванию мелкого и среднего бизнеса в информационное общество. Эти усилия будут направлены на анализ действительных информационных потребностей бизнеса, разработку методов и систем, способных удовлетворить эти потребности и демонстрацию предпринимателям конкретных преимуществ, которые они могут получить от внедрения этих методов и систем.

На основе выделенных требований создаются информационно-вычислительные системы, направленные именно на удовлетворение потребностей конкретных пользователей. При этом возможно как разрабатывать оригинальные продукты, так и адаптировать универсальные системы. Стоимость универсальных систем высока именно в силу их универсальности, то есть наличия многих возможностей, не нужных реальному пользователю. При адаптации значительная часть этих возможностей может быть исключена, поэтому стоимость адаптированных систем окажется значительно меньше стоимости современных коммерческих продуктов. Помимо избыточной стоимости, универсальность приводит к большей сложности использования систем, что также немаловажно в условиях малой готовности большинства потенциальных пользователей к работе с информационно-вычислительными системами.

2.3.3. Важным аспектом освоения современных информационных технологий является такой относительно новый способ организации отношений поставщиков программного обеспечения и потребителей, как ASP (Application Service Providing) — распространение услуг доступа к прикладным программам. ASP — это аренда программных продуктов и информационной инфраструктуры с доступом к приложениям через Интернет или частные виртуальные сети.

Идея предоставления услуг по аренде приложений, недоступных для массового пользования, не нова. Еще в 1960-е годы существовали большие вычислительные центры, предоставлявшие свои мощности и машинное время для осуществления различных вычислительных операций. По своей сути, это являлось аналогом современных услуг хостинга. Строго говоря, ASP является скорее экономическим аспектом развития информационного общества, однако история знает немало примеров, когда появление новых или видоизмененных форм экономических отношений приводило к резкому изменению технологических основ.

Главное преимущество от использования компанией ASP заключается в значительном снижении издержек на развитие собственной информационно-технологической инфраструктуры. Стоимость лицензий современных сложных программных продуктов может превышать сотни тысяч долларов в год. Кроме того, у компании возникают затраты на содержание штата квалифицированных специалистов, занимающихся обслуживанием таких приложений, а также на закупку и содержание дорогостоящего оборудования. ASP позволяет компании-разработчику распределить стоимость аренды программного продукта между всеми его пользователями и тем самым снизить издержки каждого.

Целевым потребителем услуг ASP являются преимущественно компании малого и среднего бизнеса с небольшим бюджетом на автоматизацию. В последнее время к услугам ASP обращается и крупный бизнес.

ASP способствует прежде всего направлению ресурсов компании на основные цели своего бизнеса, а выполнение несвойственных функций делегируется сторонним компаниям — поставщиками ASP-услуг.

2.3.4. Важным аспектом использования ASP является возможность выбора пользователем точного состава потребляемых услуг. В настоящий момент сложилась ситуация, при которой разработчики программного обеспечения, например, таких широко распространенных пакетов, как текстовые редакторы и электронные таблицы (безусловными лидерами здесь являются продукты компании Microsoft MS Word и MS Excel), стремятся интегрировать в такие пакеты как можно больше различных функций, зачастую в ущерб эргономичности и «дружелюбности» программ. Это уже привело к тому, что подавляющее большинство пользователей использует лишь незначительную часть всех функциональных возможностей. К более или менее широкому спектру функциональных возможностей программных продуктов обращается лишь очень небольшое количество высокопрофессиональных пользователей, решающих чрезвычайно специфические задачи. В то же время стоимость программных продуктов для всех остается одинаковой. Используя ASP, компания сможет гибко подходить к выбору используемых функциональных возможностей и оптимизировать свои расходы.

2.3.5. Главной технологической предпосылкой широкого внедрения ASP является повсеместное распространение телекоммуникационной инфраструктуры. Развитие ASP может изменить бизнес Интернет-провайдеров. На смену им придут компании, предлагающие не только физический доступ в Интернет, но и прикладные сетевые услуги, которые станут их главным источником доходов. Общей прогнозируемой тенденцией является замещение платы за доступ платой за контент или услуги. Ряд европейских компаний уже сейчас пошли на предоставление бесплатных услуг доступа, добиваясь окупаемости за счет платного дополнительного сервиса.

Широкое использование ASP может изменить также структуру бизнеса большинства существующих поставщиков технологических решений. В частности, изменится структура производства, в первую очередь, программного обеспечения и информационных услуг. Компании-разработчики сместят акцент с производства больших программных продуктов в сторону пакетов относительно независимых разработок с унифицированным пользовательским интерфейсом и развитыми возможностями взаимодействия. Разработчики будут больше заинтересованы в повышении надежности и дружелюбности своих разработок. За счет эффекта оптовых продаж разработчик ASP-услуг будет иметь больше стимулов и возможностей для разработки новых технологий.

2.3.6. Среди существующих и потенциальных сфер внедрения ASP-услуг выделяются:

• системы планирования ресурсов компании (ERP-системы);

• системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM-системы);

• программы-антивирусы;

• словари, автоматические переводчики, системы проверки правописания.

2.3.7. Насущной задачей, в решении которой должно участвовать государство, является развитие единых как технологических, так и экономико-юридических стандартов разработки и предоставления ASP-услуг.

3. Использование информационных технологий

3.1. В современной ситуации значительная часть задач использования информационных технологий решается бизнес-структурами с целью получения прибыли. Здесь от государства требуются лишь мониторинг и нормативная поддержка. В применении к государственной сфере качественное использование ИКТ выливается в комплекс мер по информатизации госучреждений, обеспечению интеграции информационной системы конкретного учреждения в общую информационную систему, разработку стандартов и систем информационного обмена между учреждением и физическими и юридическими лицами.

3.2. В настоящий момент идет массовое внедрение информационных технологий практически во всех сферах жизни: в государственных организациях, частных предприятиях, образовательных и культурных учреждениях, на транспорте, в быту. Происходит постепенный переход к хранению, обработке и использованию информации в цифровой форме. Особое внимание на этом этапе следует уделить вопросам интеграции и стандартизации внедряемых информационных технологий.

Очень часто схожие по задачам системы оказываются несовместимыми на функциональном уровне, то есть сильно различаются по составу выполняемых функций; на уровне данных — используют в качестве входной и выходной информации данные несовместимых форматов; на уровне пользовательского интерфейса — пользователь, освоивший одну определенную систему, вынужден осваивать другую систему «с нуля». И если отсутствие такой совместимости на отдельном рабочем месте и в домашней информационной системе может доставлять лишь небольшое неудобство, то в масштабах частных компаний и государственных организаций приводит не только к невозможности эффективного взаимодействия различных организаций между собой, но зачастую и к затрудненному информационному взаимодействию между различными системами внутри одной организации.

3.3. Проблемы, связанные с несовместимостью информационных систем, которые уже сейчас значительно усложняют взаимодействие государственных организаций между собой и с частными компаниями и гражданами, в будущем могут значительно усугубиться. В такой ситуации государство должно, во-первых, взять на себя функции координации, разработки и внедрения информационных стандартов, а во-вторых, разработать меры по интеграции информационных систем государственных организаций.

Информатизация государственных учреждений, которые по роду своей деятельности осуществляют информационный обмен с большим количеством физических и/или юридических лиц (Министерство по налогам и сборам, система паспортных столов и ОВИРов, ГАИ-ГИБДД и т. п.) и разработка общих стандартов такого информационного обмена значительно стимулируют информатизацию всего общества и распространение информационных стандартов. Например, возможность подачи отчетных бухгалтерских документов в ГНИ ведет к тому, что любая, даже небольшая компания оборудует рабочее место бухгалтера компьютером, обучает бухгалтера работе с компьютером и прикладными бухгалтерскими системами.

3.4. Важной предпосылкой выполнения работ по интеграции является наличие современных интеграционных технологий, которые в отличие от технологий, основанных на web-средствах и главным образом унифицирующих интерфейс работы пользователя, позволяют интегрировать системы на информационном и функциональном уровнях.

3.5. В сфере информатизации государственных органов необходимо смещение акцента на интеграционную составляющую, т. е. обеспечение единых технологических основ обмена данными как между государственными информационными системами, так и с внешними системами.

Технологии интеграции необходимы для объединения отдельных составляющих в единое информационное пространство и являются базовыми для создания информационного общества. Их использование обеспечит пользователям возможность в случае несоответствия цены и качества конкретного информационного ресурса свободно выбирать другой, оставаясь в едином информационном пространстве.

3.6. В силу важности отбора технологий интеграции необходима разработка межгосударственного стандарта интеграции ИКТ и последующего лицензирования деятельности организаций — системных интеграторов.

3.7. В сфере частного бизнеса главной задачей государства остается помощь малому и среднему бизнесу. Крупный бизнес способен более или менее удачно решать свои проблемы, приобретая на рынке те информационные продукты, в которых он заинтересован. Необходимо только обеспечивать российский крупный бизнес информацией о передовых отечественных разработках.

Проблемы эффективного использования преимуществ информатизации, которые крупный бизнес способен решить самостоятельно, для малого и среднего бизнеса в большинстве случаев оказываются неразрешимыми. Отсюда вытекает необходимость поддержки проектов, направленных на информатизацию малого и среднего бизнеса, реализуемых государственными структурами и бизнес-сообществами. Предусматриваемые Программой мероприятия по адаптации средств информатизации к индивидуальным потребностям пользователей окажутся очень полезными для малого и среднего бизнеса.

3.8. Реализация полноценной программы «электронного правительства» позволит обеспечить активный диалог все большего числа граждан с властью и вовлечение общественности в процесс принятия решений. Для решения этой проблемы необходимы разработка технико-технологических средств, включая телекоммуникационные ресурсы и специальные приложения для поддержки диалога, создание средств автоматизации приема запросов граждан и средств поддержки формирования ответов на запросы.

3.9. Достижение этих целей требует возможности быстрого анализа огромных объемов информации представителями правительственных органов и оперативного ответа на запросы. Реализация этих возможностей связана с разработкой средств индивидуализации как анализа запросов от граждан, так и доведения до граждан информации из правительства. Это, в свою очередь, требует интеллектуального анализа потоков информации между гражданами и правительством с целью выделения классов граждан, отличающихся интересами и характером запросов. В ходе интеллектуального анализа строятся типичные индивидуальные информационные профили пользователей, в соответствии с которыми производится анализ поступающих запросов и подключается программа составления ответов. Общая стратегия решения сформулированных задач — та же, что была описана ранее, разумеется, с адаптацией к их специфике.

3.10. Реализация описанного подхода позволяет автоматизировать процесс подготовки контента для разных групп населения, а значит, обеспечить быструю реакцию на поступающие сообщения без роста чиновничьего аппарата. Дополнительным достоинством такой стратегии является возможность постоянного обучения как граждан, так и правительственных чиновников постоянному взаимодействию с использованием современных информационных технологий.

Требуется решение задачи накопления и надлежащей деперсонификации данных о действиях участников информационного общества (в перспективе всех граждан и юридических лиц). Помимо указанной выше задачи поддержки адаптации к жизни в информационном обществе, на основе таких данных должны решаться задачи создания индивидуальных средств навигации и активного консалтинга в глобальном информационном пространстве.

Местом тестирования методов и средств для решения перечисленных задач могут являться пилотные зоны.

4. Развитие информационных технологий

4.1. Основное внимание в области развития информационных технологий надлежит уделять тем российским ИКТ, конкурентоспособность которых на мировом и отечественном рынках не вызывает сомнений. Главной задачей является сохранение и наращивание опережения в тех наукоемких областях, где такой задел существует.

4.2. В поддержке развития таких областей весьма значительной должна быть роль государства. Нужно поддерживать разработки, необходимые для стратегического развития информационных технологий. Для того чтобы предотвратить нерациональное расходование бюджетных средств, необходимо организовать высококлассную экспертизу и аудит расходов. В экспертизе следует использовать опыт отбора перспективных фундаментальных исследований для финансирования, накопленный в Российской академии наук (РФФИ).

4.3. Структура расходов бюджетных средств на информатизацию России должна быть радикально изменена.

В настоящее время львиная доля расходов (60—70 %) приходится на закупки аппаратного обеспечения, преимущественно импортного. Происходит неоправданное наращивание и обновление парка оборудования. Проводимые обследования показывают, что во многих случаях степень загрузки уже установленных систем не превосходит 4—5 %. Аналогичная ситуация складывается и с программным обеспечением. В результате весьма значительные средства, затрачиваемые на обновление аппаратного и программного обеспечения, фактически тратятся впустую.

Для того чтобы повысить целесообразность государственного финансирования программ информатизации, следует прекратить обновление парка аппаратного и программного обеспечения, вызванное соображениями моды, престижа и т. п., и выделять освободившиеся средства на повышение эффективности использования средств информатизации за счет разработки интеллектуального обеспечения и адаптации имеющихся вычислительных мощностей к действительным нуждам пользователей. Кроме того, существенно большая доля средств, чем ныне, должна расходоваться на необходимые меры по обучению персонала.

4.4. Приоритетной и наиболее перспективной сферой для России является разработка приложений или прикладных процессов (applications) — программ, выполняющих определенные функции непосредственно для пользователя, опираясь на услуги инфокоммуникационной сети. Достижение опережающего зарубежный уровня развития ключевых информационных и коммуникационных технологий, каковыми в настоящее время являются телефонная и мобильная связь, Интернет и персональный компьютер, представляется малореальным. Работы в этом направлении должны предусматривать координацию действий государства и частного бизнеса.

4.5. Облегчение доступа к информации создает для большинства людей значительные трудности при ее поиске, причем эти сложности возрастают по мере расширения информационного пространства и предоставляемых им возможностей. Возможны два пути решения проблемы:

• использование индивидуально настраиваемых интерфейсов, связывающих человека с информационным пространством;

• создание интерфейсов, автоматически настраивающихся на основе анализа поведения других членов информационного общества.

Второй путь более перспективен, поскольку он позволяет накапливать и эффективно использовать информацию, возникающую в процессе взаимодействия каждого человека с глобальным информационным пространством. При этом экспоненциальный рост данных и знаний в информационном пространстве не должен сказываться на времени поиска и обработки информации, а для поиска и обработки должно быть доступно все информационное пространство. Увеличение емкости информационного пространства должно приводить к экономии времени пользователя при улучшении качества предоставляемых услуг. Разрешение данного противоречия возможно за счет применения эффективных алгоритмов интеллектуальной обработки, поиска и классификации информации. Каждый член информационного общества является источником знаний, возникающих в ходе анализа его взаимодействия с информационными системами. Эти знания могут быть использованы для ограничения пространства поиска информации без риска потери необходимых пользователю сведений.

4.6. Для создания автоматически настраивающихся интерфейсов требуется разработка индивидуальных средств навигации и автоматического интеллектуального консалтинга. Поскольку отечественные разработки в этом направлении опережают мировой уровень, они являются потенциально очень выгодными с экономической точки зрения и могут привлечь внимание частного бизнеса.

4.7. Одним из механизмов развития информационных технологий является создание технопарков, инкубаторов и других эталонных зон концентрации высокотехнологичного производства, в том числе для развития и продвижения на зарубежные рынки высокотехнологичной продукции путем создания на Западе компаний с участием разработчиков. Разработки в этом направлении требуют участия как государства, так и частного бизнеса.

Ныне действующие в России структуры не приспособлены для проведения всего спектра работ, от исследований и разработок до продвижения продуктов на рынки, тем более — западные. В развитых странах такие структуры, как технопарки, инкубаторы и текубаторы, по сути, выполняют одинаковые функции: обеспечивают отбор перспективных проектов, финансируют НИОКР и производство опытных продуктов, оказывают помощь в продвижении продуктов на рынок. Это сопровождается мощной юридической поддержкой, связанной с регистрацией компаний, патентной защитой, сертифицикацией и, в конечном итоге, с акционированием и участием в прибылях. В России созрели все необходимые условия для организации аналогичных структур: существуют математические школы мирового уровня, есть задел для производства имеющих рыночную значимость продуктов, накоплен определенный опыт продвижения продуктов на западные рынки.

4.8. Важное место занимает проблема развития технологий, критических с точки зрения национальной безопасности. Эти разработки относятся к государственной сфере. Программой предусматривается:

определение критических для безопасности страны областей информатизации, телекоммуникации и связи;

обеспечение технологической независимости Российской Федерации в этих областях (в первую очередь в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники, создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения);

разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий (прежде всего — используемых в системах управления войсками и оружием, в экологически опасных и экономически важных производствах);

развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время; разработка безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства;

обеспечение производственно-технологических условий активного развития российской информационной инфраструктуры, участия страны в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

5. Средства и методы решения задач

Средствами и методами решения поставленных задач являются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, реализация пилотных проектов и создание пилотных зон информатизации.

Настоящая Программа включает в себя четыре подпрограммы, каждая из которых раскрывает механизм решения поставленных в предыдущих разделах задач: фундаментальных исследований, прикладных исследований, пилотных проектов, создания пилотных зон.

5.1. Подпрограмма фундаментальных исследований

Подпрограмма фундаментальных исследований включает следующие мероприятия:

• разработка и тестирование методов верификации данных для системы РИО-Мониторинг;

• разработка средств верификации, применяемых в тех случаях, когда входная информация в системе РИО-Мониторинг может оказаться неполной, недостоверной и противоречивой;

• реализация алгоритмов интеллектуального анализа данных и прогнозирования для верификации;

• разработка методов и средств восполнения неполной и исправления недостоверной информации на основе интеллектуального анализа и прогнозирования;

• разработка и тестирование методов интеллектуального анализа данных и прогнозирования для системы РИО-Мониторинг;

• разработка автоматизированных средств интеллектуального анализа данных и прогнозирования, позволяющих эффективно работать с огромными массивами данных, находить действительно нужную информацию, строить ее представления в виде, удобном для использования, и получать обоснованные выводы;

• адаптация опережающих мировой уровень результатов отечественных ученых в области распознавания образов, прогнозирования, вычислительной математики и математического моделирования к задачам интеллектуального анализа данных в системе РИО-Мониторинг;

• разработка комплекса методов для обучения жизни в информационном обществе;

• выработка таких критериев отбора пилотных зон, которые обеспечивают получение представительной информации об информационных потребностях и необходимых организационно-технологических мероприятиях;

• создание методов анализа деятельности пилотных зон с целью выявления «узких мест» в оснащении отдельных регионов информационно-вычислительными ресурсами и готовности населения к пользованию средствами информатизации;

• разработка плана требуемых мероприятий по подготовке различных слоев населения России к жизни и работе в условиях информационного общества. Следует обратить особое внимание на обучение социально незащищенных слоев населения (пожилых граждан, безработных, жителей удаленных и труднодоступных регионов);

• проведение исследований информационных потребностей различных слоев граждан России и их уровня готовности к жизни в информационном обществе;

• создание методики и алгоритмов для индивидуализации дистанционного обучения;

• выделение основных классов типичных информационных профилей пользователей;

• создание методов деперсонификации собранных данных об информационных профилях пользователей с целью защиты приватной информации о пользователях от несанкционированного доступа;

• разработка методов эффективного использования деперсонифицированных данных для адаптации к информационному обществу;

• сбор данных о типичных информационных потребностях граждан, выделение основных значительных групп населения, отличающихся их отношением к информационному обществу;

• определение мер по повышению готовности граждан страны к жизни в информационном обществе;

• разработка интеграционных стандартов и методик их внедрения;

• разработка комплекса методов для диалога граждан с органами власти;

• создание средств автоматизации диалога, необходимых для того, чтобы обеспечить быстрый и полный ответ на получаемые запросы и при этом избежать перегрузки сотрудников правительственных органов рутинной бумажной работой в условиях непрестанно увеличивающегося потока запросов от граждан к органам власти;

• разработка средств индивидуализации доведения до граждан информации из правительственных органов и автоматизации подготовки контента для разных групп населения;

• разработка математического обеспечения для автоматически настраиваемых интерфейсов, связывающих человека с глобальным информационным пространством;

• адаптация интерфейсов для защиты пользователей от лавины избыточной информации, особенно нужных для пользователей, не имеющих большого опыта работы с информационными системами;

• разработка методов интеллектуального анализа данных для создания настраиваемых интерфейсов на основе собранных данных об информационных профилях пользователей.

5.2. Подпрограмма прикладных исследований

Подпрограмма прикладных исследований включает следующие мероприятия:

• разработка подсистемы импорта статистических данных из разнородных источников и результатов социологических опросов для системы РИО-Мониторинг;

• создание подсистемы верификации данных для системы РИО-Мониторинг. Подсистема реализует методы верификации данных, разработанные в рамках программы фундаментальных исследований. Задача данной подсистемы — обеспечение надежности и достоверности информации в ходе мониторинга;

• создание подсистемы интеллектуального анализа данных и прогнозирования для системы РИО-Мониторинг. Подсистема реализует методы интеллектуального анализа данных и прогнозирования, разработанные в рамках программы фундаментальных исследований;

• разработка программных приложений для обучения жизни в информационном обществе. Разрабатываются приложения для реализации методов, рассчитанных на пользователей с разным уровнем подготовки, возможностями работы с вычислительной техникой и мотивацией;

• разработка программных приложений для индивидуализации дистанционного обучения. Создание виртуальных учителей на основе анализа действий лучших преподавателей. Программные приложения основаны на использовании информационных профилей пользователей;

• создание программных приложений для сбора и деперсонификации данных о действиях членов информационного общества. Приложения должны обеспечивать полную защищенность от несанкционированного доступа;

• создание программных приложений для адаптации к информационному обществу на основе использования деперсонифицированных данных;

• создание и адаптация программных приложений для обеспечения бизнес-процессов малых и средних предприятий;

• разработка программных приложений для автоматизации приема и обработки обращений граждан к органам власти;

• разработка программных приложений для автоматически настраиваемых интерфейсов, связывающих человека с глобальным информационным пространством.

5.3. Подпрограмма пилотных проектов

Подпрограмма пилотных проектов включает:

• создание системы РИО-Мониторинг;

• создание и ввод в опытную эксплуатацию семейства ориентированных систем для индивидуализации процессов дистанционного обучения;

• апробацию методик интеграции информационных ресурсов на отраслевом и муниципальном уровнях;

• информатизацию государственных органов, системы здравоохранения и учреждений культуры;

• внедрение программных приложений для обеспечения бизнес-процессов малых и средних предприятий;

• отладку и внедрение программных приложений для автоматизации приема и обработки обращений граждан к органам власти на муниципальном и региональном уровнях;

• разработку и тестирование автоматически настраиваемых интерфейсов, связывающих человека с Интернетом.

5.4. Подпрограмма создания пилотных зон

Подпрограмма создания пилотных зон включает:

• отладку и адаптацию ориентированных систем для индивидуализации процессов дистанционного обучения;

• отладку и опытную эксплуатацию программных приложений для адаптации к информационному обществу на основе использования деперсонифицированных данных;

• внедрение методик интеграции информационных ресурсов на уровне пилотной зоны;

• информатизацию государственных органов, системы здравоохранения и учреждений культуры пилотной зоны;

• внедрение программных приложений для обеспечения бизнес-процессов малых и средних предприятий пилотной зоны;

• отладку и внедрение программных приложений для автоматизации приема и обработки обращений граждан к органам власти в пилотной зоне;

• отладку и адаптацию автоматически настраиваемых интерфейсов, связывающих человека с глобальным информационным пространством.