«Устойчивое развитие и гражданское общество: приоритеты работы Института устойчивого развития».

12 мая 2010

В Институте современного развития состоялся  круглый стол «Устойчивое развитие и гражданское общество: приоритеты работы Института устойчивого развития».

Мероприятие было организовано Институтом современного развития  совместно с Институтом устойчивого развития.

В обсуждении приняли участие авторитетные специалисты в  области экономики, представители Общественной палаты, ТПП,  ведущие российские ученые и  эксперты.

Открывая дискуссию, В. Захаров, руководитель Института устойчивого развития Общественной палаты РФ, отметил, что доклад ИНСОРа «Россия 21 века: образ желаемого завтра» вызвал большой интерес у возглавляемой им организации и у него лично и заметил, что, хотя доклад и охватывает множество тем – он почти не затронул тему экологии. «Это направление должно присутствовать в докладе», - заявил он и предложил собравшимся экспертам сделать обзор данной темы устойчивого развития, описать  пути решения накопившихся проблем и обсудить их совместно с экспертами института.

В качестве приоритета национальной экологической политики России определено повышение ценности природных ресурсов и всего природного богатства. Его недооценка – причина затруднений в обеспечении устойчивого развития. Низкая оценка природного богатства ведет к переэксплуатации природных ресурсов. С. Бобылев, профессор МГУ, остановился на экономическом аспекте проблем устойчивого развития и одной из главных задач – как измерять устойчивость? По мнению эксперта, соблюдение принципов устойчивого развития – путь выхода из современного кризиса и обеспечения дальнейшего безкризисного развития.

Приоритет экономической политики по широкому использованию природных ресурсов должен учитывать приоритет экологической политики по повышению их ценности. Обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов должны стать основой долгосрочной государственной политики. Этим вопросам были посвящены обзоры «Актуальные проблемы национальной лесной политики», представленный А. Исаевым, основателем Центра по проблемам экологии и продуктивности лесов;  «Водные ресурсы мира и проблемы водохозяйственного комплекса России», представленный В. Даниловым-Данильяном,  Директором Института водных проблем РАН;  «Проблемы устойчивого землепользования в России», описанные О. Медведевой, профессором ГУУ и «Сохранение биологического разнообразия и устойчивое развитие»  Е. Букваревой, ст. научного сотрудника Института проблем экологии и эволюции РАН. Она, в частности, отметила, что  «природные ресурсы – это не то, что мы изымаем у природы, а есть функции по созданию среды, в которой можно будет жить».  А сложность биологических систем на всех уровнях обеспечивает механизм всех функций.

На повышении ценности природных ресурсов и услуг строится современная концепция платежей за экосистемные услуги. Первый серьезный международный успех на этом пути – механизм Киотского протокола и его современное развитие. Подход должен быть распространен на все виды природных ресурсов и услуг, а не только те, которые уже сегодня «на рынке». Организация платежей за экосистемные услуги определяет новые перспективы для развития России – страны самых богатых природных ресурсов. Реализация этого приоритета позволит позиционировать Россию не только как энергетическую державу, но и в качестве экологического донора. Об этом в своем обзоре «Актуальные проблемы климатической политики и перехода к низкоуглеродному развитию»  рассказал А.Аверченков, эксперт Института устойчивого развития.

         В ходе дискуссии, было предложено также включить в обощенный обзор темы охраны животного мира и отдельного природного ресурса – атмосферного воздуха. Кроме того, С. Алексеев, Председатель Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии  заявил о необходимости смотреть на решение всех прозвучавших на круглом столе «через призму денег», а Н. Мамедов, проректор Московского независимого эколого-политологического университета указал о нерешенности правовых основ  проблем. «Точка опоры здесь – это право устойчивого развития и, безусловно, реформирование основ законотворчества», - подытожил эксперт.