Модернизация экономики и глобализация

2 апреля 2008

Председатель Правления Института современного развития Игорь Юргенс принял участие в IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», организованной Государственным университетом — Высшей школой экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда.

Выступление И.Юргенса на конференции

ВЫЗОВЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ЗАДАЧИ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

Глобализация мировой экономики и растущая синхронизация политико-правовых и социально-гуманитарных процессов в мировом масштабе создают принципиально новый контекст развития России. Открываются новые возможности и появляются новые вызовы — как для внешнего позиционирования, так и для достижения целей внутреннего развития. Внешние вызовы хорошо заметны — это угрозы безопасности со стороны государственных и негосударственных субъектов, влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику, зависимость страны от состояния международных рынков энергоносителей — и именно они чаще всего становятся объектом дискуссий о «последствиях глобализации». Однако внутренние вызовыимеют не меньшее, а в российских условиях — может быть, даже большее значение. В соответствии с известным принципом, в глобальном мире надо бежать со всех ног, чтобы остаться на том же месте, а чтобы двигаться вперед — надо бежать в два раза быстрее. Неэффективная правовая система, низкий уровень доверия граждан к органам государственного управления, несформированность национальной гражданской идентичности — все эти «внутренние изъяны» несовместимы с задачей радикального укрепления конкурентноспособности национальной экономики и повышения качества жизни людей.

Главным вызовом в экономической сфере на ближайшие 10 лет является необходимость репозиционирования России в мировой экономике. Сырьевая специализация не способна обеспечить ни устойчивое повышение уровня и качества жизни (поскольку не дает стабильного, независимого от внешней конъюнктуры источника ресурсов), ни формирование нового образа жизни. Развитие страны должно опираться на использование трех главных конкурентных преимуществ: ресурсного потенциала, территориального потенциала и творческого потенциала граждан. Пока активно задействована только первая группа преимуществ. Для использования территориального потенциала необходимо развитие инфраструктуры, создание условий для реализации предпринимательской инициативы, изменение стереотипов в сфере сектора услуг (информационных, транспортных, туристических). Актуализацию же творческого потенциала граждан обеспечат не только экономические, но и социально-политические условия — свобода творчества и защищенность его результатов в форме интеллектуальной собственности, развитость социальных связей и доверие в обществе, доступное и качественное образование, эффективно действующая судебная система. Обеспечение этих условий должно стать неотъемлемым элементом стратегии развития.

В новом тысячелетии у России уже было достаточно времени, чтобы оценить результаты экспериментов с различными сценариями развития. С одной стороны, инерционно-популистские сценарии проедания ресурсных богатств не обещают ничего, кроме решения краткосрочных задач в ущерб долгосрочным национальным приоритетам. С другой стороны, попытки возрождения мобилизационных механизмов игнорируют простой и непреложный факт: экономика новой России носит рыночный характер, ею нельзя «управлять» с помощью директив и государственных инвестиций. Реальные механизмы повышения эффективности экономики связаны со всеобъемлющей институциональной модернизацией политической системы, экономики и общества. Только решение этой задачи способно вывести Россию в число интеллектуально-культурных лидеров современного мира, способных генерировать и воплощать новые научно-технические и социально-культурные идеи.

Суть стратегии модернизации — в создании силами широких общественных коалиций механизмов, которые обеспечат инновационное развитие на базе использования конкурентных преимуществ страны. Для этого необходимо формирование институциональной среды, благоприятной для развития бизнеса и некоммерческих организаций за счет формулирования правил, которые нацеливают на производительную деятельность по созданию общественного богатства, а не на его перераспределение;

Государство должно сосредоточить усилия на опережающем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полное использование как ресурсных и территориальных преимуществ, так и творческого потенциала граждан.

Из имеющихся на сегодняшний день альтернатив только стратегия модернизации позволяет в полной мере развивать и реализовывать творческий потенциал населения страны и обеспечивать освоение территории, отвечающее современным стандартам качества жизни. Только модернизация способна гарантировать достижение стратегических целей развития страны при сохранении критических параметров функционирования социально-экономической и политической системы.

Обеспечить долгосрочный социально-экономический рост, усиление роли России в глобальной экономике и шире, в мировой системе в целом возможно лишь при выполнении ряда условий. Эти условия укладываются в триединую формулу: «Свобода, собственность, законность»:Без свободы нет творчества, без собственности нет развития, без законности нет государства.

Обеспечение этих условий в рамках стратегии модернизации опирается на комплексную институциональную трансформацию государства, экономики и общества. Она сопровождается направлением государственных средств на институциональные и структурные преобразования, а частных — на развитие бизнеса в улучшающихся условиях хозяйствования. Новая роль государства в экономических и общественных процессах заключается в обеспечении верховенства законов, понимаемых и принимаемых всем обществом.

Для этого необходимы: равноправный диалог государства, общества и бизнеса по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого ложились бы в основу принимаемых нормативных решений; приоритет защиты прав собственности перед задачами непосредственного регулирования экономических процессов и сиюминутными соображениями экономической и политической целесообразности; повышение качества предоставляемых государством услуг посредством снижения коррупции и административных барьеров, проведения административной реформы и реформы государственной гражданской службы, укрепления независимости, беспристрастности и профессионализма судебной системы.

Движение по этому пути обещает достижение стратегических целей развития страны и лидерство в глобальном масштабе. Однако для этого необходимы значительные усилия по формированию и подержанию общественных коалиций, заинтересованных в преобразованиях.

В условиях слабой развитости партийной системы формирование эффективных общественных коалиций в поддержку модернизации будет обеспечено осознанием невозможности достижения целей отдельных групп общества вне долгосрочной скоординированной стратегии. Создание таких коалиций должно опираться на два ключевых принципа — принцип вовлеченности и принцип компенсации: во-первых, идентификация общественных групп, которые выигрывают от соответствующих мероприятий, привлечение их к разработке этих мероприятий и защите в общественно-политических дискуссиях; во-вторых, идентификация проигрывающих групп и определение адекватного порядка компенсации их потерь для устранения у них стимулов к противодействию преобразованиям.

Оба этих принципа равно значимы для обеспечения успеха преобразований. Пренебрежение любым из них ведет к подрыву общественной базы проводимой политики, к ее саботированию, а в конечном итоге — к провалу. Реализация стратегии модернизации должна опираться на последовательные усилия по созданию широких коалиций, поддерживающих заявленные направления трансформации государства, экономики и общества.